ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Воспитанники  с особыми образовательными потребностями  (ОВЗ и инвалиды— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К группе лиц с ОВЗ и инвалиды относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможнос­тями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. 

Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Дети с ОВЗ и инвалиды могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

 Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ или инвалида тре­бует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к шко­ле.     

Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

 

Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание ус­ловий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ и инвалидов в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Охарактеризуем основные направления работы, которые выделяются в Программе.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охрани­тельно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской де­ятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и станов­ление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др. 



1. Ссылка - Дорожная карта по повышению значений показателей доступности объектов и услуг МАДОУ № 58 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на 2016- 2030 год (скачать) (посмотреть)
паспорт доступности.zip (скачать)

Специально оборудованные учебные кабинеты

19.02.2022

В МАДОУ "Детский сад № 58 "Петушок" образовательная деятельность с детьми осуществляется в групповых помещениях, оборудованных в соответствии с требованиями СанПиН. Имеется 15 групповых помещений, которые включают в себя: игровую, раздевальную, спальную, буфетную и туалетную комнаты. Групповые помещения оснащены современной, безопасной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям для дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием, учебно-методическими пособиями в соответствии с возрастом детей.

Условия созданы для детей ОВЗ с речевыми нарушениями. Работа проводится учителями - логопедами, педагогогами- психологами (по необходимости) в условиях функционирования логопедического пункта и кабинета педагога- психолога детского сада.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

19.02.2022

В МАДОУ "Детский сад № 58 "Петушок" практические занятия с воспитанниками проводятся в групповых помещениях, спортивном и музыкальном залах, на спортивных и прогулочных площадках, оборудованных в соответствии с требованиями СанПиН.

МАДОУ располагает оборудованными кабинетами логопеда и педагога - психолога. Дополнительное образование, способствующее развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся, осуществляется по направлениям: художественно-эстетическое через работу кружка "Умелые ручки".

Для воспитанников   с ТНР ( на основании справки  от ПМПК)  осуществляется  образовательная деятельность в  логопедическом кабинете.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

19.02.2022

МАДОУ "Детский сад № 58 "Петушок" располагает библиотекой в которую входят нормативно-правовые документы, методическая литература для организации образовательной деятельности и взаимодействия с семьями воспитанников, художественная литература, хрестоматии, энциклопедии, справочная литература, словари.

В группах оборудованы библиотеки, оснащенные методической литературой и детской художественной литературой, необходимой для реализации ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

По состоянию на 01.01.2022г. в МАДОУ №58 инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в специальных приспособлениях в библиотеке, отсутствуют.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

19.02.2022

В МАДОУ  организована двигательная деятельность по  физической культуре  для  всех воспитанников в спортивном зале. Во всех возрастных группах имеются мини-центры двигательной активности.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

19.02.2022

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи):

Кабинет учителя – логопеда:

Материалы и игры по темам;

Зеркало с лампой дополнительного оснащения;

Дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;

Картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;

Логопедический альбом для обследования – предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;

Настольно – печатные дидактические игры;

Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;

Методическая, дидактическая, справочная и художетсвенная литература.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

19.02.2022

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ обеспечено:

  • пандус на входе в здание;
  • знак «Кнопка вызова»;
  • для слабовидящих знак "Жёлтая полоса" на всех лестничных маршах внутри здания;
  • для слабовидящих "Знак безопасности - жёлтый круг" как на входе в здание, так и внутри.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, группам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Территория МАДОУ асфальтирована, на дорожках уложен бехатон и имеет твердое покрытие. В свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: два учителя – логопеда, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, объемная змейка, релаксационное оборудование. В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.

Специальные условия питания

19.02.2022


В МАДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с 20 – дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Специальные условия охраны здоровья

19.02.2022

Скоординированная работа всех участников педагогического процесса (родителей, воспитателей, учителя – логопеда; мед/сестры, психолога, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей) обеспечит организацию индивидуально – дифференцированного подхода к детям, который обеспечит индивидуальное сопровождение ребёнка каждым специалистом.

С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольников с проблемами в развитии в МАДОУ создан Психолого-психологический консилиум (ППк).

Цель ППк: обеспечение диагностико-коррекционного психолого -педагогического сопровождения воспитанников с особыми возможностями в здоровье, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи консилиума:

·  выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;

·  всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;Хочу такой сайт

·  профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

· выявление резервных возможностей развития воспитанников;

· утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

· определение характера и эффективности коррекционной помощи в рамках имеющихся в ДОУ возможностей;

· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамика его состояния, уровень успешности.

Организация работы:

Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников в присутствии родителей.

Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.Хочу такой сайт

На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.

На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния психофизического развития ребенка и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение ППк и рекомендации подписываются председателем и всеми членами ППк.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия.

При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, имеющую сертификат Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

19.02.2022

Ввиду отсутствия в МАДОУ обучающихся инвалидов (по зрению и слуху) и лиц с ограниченными возможностями доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.

В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски, научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

19.02.2022

Наличие электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: не имеются.

В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски, научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

19.02.2022

Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно­развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

 

            Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

•          Настенное зеркало для логопедических занятий;

•          Зеркала для индивидуальной работы;

•          Дополнительное освещение у зеркала;

•          Логопедические одноразовые зондозаменители, шпатели, влажные салфетки;

•       Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование;

•          Шкафы для пособий;

•          Письменный стол для работы учителя-логопеда;

•          Столы для занятий с детьми;

•          Стулья детские.

Психолого-педагогические условия

Учебно-методические средства обучения

•          Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды:

Схемы:

•          Анализа артикуляции звуков;

•          Характеристик звуков;

•          Сравнительного анализа артикуляции звуков;

•          Для определения места звуков в слове

и другие.

Предметные и сюжетные картинки:

•          По группам звуков;

•          По местонахождению звука в слове;

•          Для усвоения слоговой структуры слова;

•          Для формирования лексико-грамматических категорий;

•          По лексическим темам;

•          Для составления словосочетаний и предложений

•          Серии сюжетных картинок.

Игры и пособия:

«Звуковые человечки»; «Домики звуков»; «Театр настроения»; «Звуковые дорожки»; «Умные шнурочки»; «Сдуй снежинку, бабочку» «Логопедические улитки», геоборд и др.

«Тянучки на ручки», «Лягушки – попрыгушки», «Стулья – балансиры», «Привет из джунглей»,  «Логопедическое лото»; «Логопедическое домино»; «Собери картинку»; «Логопедические пазлы»; «Кручу-верчу»; «Парочки»; «Логотвистер»; «Найди картинку»; «Слоговой поезд» и др.

Полный перечень игрового, иллюстрационного, музыкального материала, логопедических пособий, методической литературы указан в Паспорте логопедического кабинета.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

19.02.2022

в МАДОУ общежитие и интернат отсутствуют

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

19.02.2022

в МАДОУ общежитие и интернат отсутствуют
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».