Программа Одаренный ребенок 2021-2024

Российская Федерация
Свердловская область Сысертский район
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 58 «Петушок»
ИНН/КПП 6652012480/668501001
624006, Свердловская область, Сысертский район, ул. Степана Разина,8, тел.8 (34374) 7-29-77

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАДОУ № 58
Протокол № ___
от «___»__________2021г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 58 «ПЕТУШОК»
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
На 2021-2024 гг

П. Большой Исток, 2021

Содержание программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи по реализации Программы

2
2
2

1.3. Принципы и подходы реализации Программы

2

1.4. Значимые характеристики для разработки Программы

3

1.5. Прогнозируемый результат

4

1.6. Диагностические методики обследования ребенка

4

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Взаимодействие с семьей воспитанника

5
5

Приложение 1

8

Методика «Карта одаренности»

8

Приложение 2

12

Тесты для изучения различных свойств внимания

12

Тесты для изучения различных свойств памяти

16

1

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Детская одаренность, особенности личности одаренного ребенка
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что
уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат
сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение
имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития
личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
1.2. Цели и задачи по реализации Программы
Цель индивидуальной образовательной программы: создание оптимальных условий для
поддержки и развития потенциала одаренного ребенка и его самореализации через
взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Задачи:
 создать оптимальные условия для развития творческих и интеллектуальных способностей
ребенка;
 формировать адекватную самооценку ребенка;
 поддерживать коммуникативные способности ребенка;
 формировать мотивацию родителей для развития интеллектуальных и творческих
способностей ребенка;
Цель психолого-педагогического мониторинга: выявление актуального состояния развития
ребенка.
1.3. Принципы и подходы реализации Программы
Принципы работы:
 Учет индивидуальных возрастных, половых и психологических особенностей ребенка;
 Уважение достоинства ребенка;
 Обеспечение атмосферы психологического комфорта;
 Гуманизация образовательного процесса;
 Развития;
 Ненасилия;
 Доверительного сотрудничества;
 Преемственности образования.
Целью данных принципов является реализация личностно-ориентированной модели
образования, становления социальной компетентности в разных видах деятельности, позволяющая
адаптироваться к любым условиям жизни в обществе.
2

4 основных подхода к разработке содержания программы работы с одаренными детьми:
1. Ускорение;
2. Углубление;
3. Обогащение;
4. Проблематизация.
1.4. Значимые характеристики для разработки Программы
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка
1. Особенности характера и поведения ребенка
­ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
­ Предлагает много идей в решении задач, ответов на вопросы.
­ Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
­ Обладает богатой фантазией, воображением.
­ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не
казаться другим смешными.
­ Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
­ Не боится отличаться от других.
­ Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
2. Навыки общения с взрослыми и сверстниками
­ Легко вступает в контакт с детьми и взрослыми.
­ Пользуется авторитетом у большинства сверстников, дети охотно общаются с ним.
3. Психические процессы
Развиты в соответствии с возрастными показателями.
4. Особенности игровой деятельности
­ Проявляет творческую инициативу в играх.
­ Самостоятелен в выборе решений.
­ Задает правила игры, к которой привлекает других детей.
­ Любит играть главную роль.
­ Отдает предпочтение интеллектуальным играм.
5. Работоспособность
Работоспособность высокая.
6. Интересы, способности
Конструктивная одаренность
­ Оригинален в выборе сюжетов для конструирования, в работах нет однообразия.
­ Обращается к конструированию для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
­ Пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своих конструкциях.
Интеллектуальная одаренность
­ Любознателен, высокий интерес к новому, необычному, мобильность.
­ Быстро и точно выполняет логические задания и упражнения.
­ Обладает устойчивым вниманием при погружении в познавательную деятельность (в области
его интересов).
­ Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит
много времени на повторение того, что нужно запомнить.
­ Хорошо развиты навыки логического мышления, рассуждает, ясно мыслит.
3

­ Проявляет высокий интерес к новому необычному.
Условия сотрудничества ребенка с взрослым
Достигнутый успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах у
ребенка. Для того чтобы обеспечить ребенку ситуацию успеха необходимо:
- общении с ребенком, выборе стратегии поддержки и развития учитывающей̆ его
потребности;
- понимании, того, что выбор методов воспитания и обучения может либо облегчать
участие ребенка в видах деятельности, либо создавать препятствия; если дети испытывают
трудности в обучении, то происходит это потому, что технологии и методы обучения не
позволяют этим детям освоить соответствующее действие, а не потому, что они не обладают
способностью учиться;
- выборе определенных методов и приемов, чтобы особенности и потребности ребёнка не
препятствовали его участию в работе и достижению успеха в деятельности;
- использовании разнообразных методов обучения и поддержка ребенка с различными
потребностями в обучении, учет его интересов и сильных сторон развития;
- направление и облегчение процесса познания ребенка, стимулирование познания,
разделяя с ребенком ответственность за обучение;
- планирование и создание условий для развития ребенка, учет индивидуальных
способностей;
- предоставление ребенку разнообразных материалов и создание ситуаций, которые дают
ему неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром;
- наблюдении за тем, как ребенок работает с материалами, что помогает определить, какие
задания следует давать ему, исходя из их интересов, специфических потребностей̆, стилей̆
восприятия; фиксации, к каким материалам дети явно не проявляют интереса, выяснение причин
его отсутствия и обеспечение разнообразия игр и заданий;
1.5. Прогнозируемый результат
Прогнозируемый результат развития личности одаренного ребенка:
 выполняет задания повышенной сложности в сфере своей одаренности (конструирование,
математика, логика);
 умеет отстоять свою точку зрения;
 имеет адекватную самооценку;
 экспериментирует с предметами и их свойствами, новыми материалами, преобразовывает
их;
 использует формы умственного и социального экспериментирования (при решении
проблемных ситуаций, анализе литературных произведений, сопоставлении собственных
высказываний, событий социума и так далее);
 использует обобщённые способы анализа условий задачи и их соотнесение с конечной
целью;
 проявляет творчество в поиске оригинальных решений;
 успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
1.6. Диагностические методики обследования ребенка
 Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей) – Савенков А.И. «Карта одаренности»
- сентябрь (см.приложение 1).
 Тесты для изучения различных познавательных процессов, составители М.Н.Ильиной,
Л.Г.Парамоновой, Н.Я.Головневой – 2 раза в год: сентябрь, май (см. приложение 2).
 Ведение портфолио.
4

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов
Методические приемы работы:
 Ведение портфолио;
 Проектный метод;
 Ролевые тренинги и коммуникативные игры;
 Дискуссии;
 Экспериментальная деятельность;
 Самостоятельная работа;
 Выставка творческих работ;
 Посещение кружков.
Конструкторская деятельность
время
сентябрь

название
конструкции
«Катапульта»

ноябрь

«Виды часов»

декабрь

«Новогодние
чудеса»

февраль

«Боевая техника»

май

«Парк
аттракционов»

примерное содержание конструирование

участники

Наблюдение использования механизма
«катапульта». Изготовление весов.
изготовление водных часов, наблюдения
и
замеры
времени,
фиксация
результатов.
Изготовление конструкции с помощью
конструктора LEGO

ребенок
воспитатели
ребенок
воспитатели

ребенок
воспитатели
родители
Изготовление конструкции макета с ребенок
помощью конструктора LEGO
воспитатели
родители
Изготовление карусели, качели по схеме ребенок
с помощью конструктора WEDO, воспитатели
программирование
родители

Участие в конкурсах и фестивалях технической направленности
Азы первого программирования – работа с электронными образовательными ресурсами
Участие в кружках
2.1 Взаимодействие с семьей воспитанника
В основе эффективной реализации индивидуальной образовательной программы лежит
взаимодействие ДОУ и семьи, в основе которого - понимание значимости развития личности
ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и способностей, что содержит следующие
принципы:
 ответственности (педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание
ребенка);
 взаимоуважения;
 информативности (для успешного сотрудничества педагоги и родители должны регулярно
обмениваться информацией о жизни и деятельности ребенка в детском саду и дома);
5

 включенности (включенность родителей в планирование, организацию и оценку результат
образования ребенка как условие достижения его качества).
Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь
родителей, педагогов и детей.
Работа с родителями детей предполагает:
 Индивидуальные консультации с воспитателями, узкими специалистами по запросам
родителей;
 Выполнение «домашних заданий» воспитателей группы;
 Ведение портфолио;
 Индивидуальные посещения занятий;
 Организацию совместной работы воспитателей, узких специалистов и родителей по
достижению положительного результата в развитии ребенка;
№
1.
2.
3.

Форма
Консультация
Семинарпрактикум
Акция

4.

Конкурс по LEGO

5.
6.

Консультация
Проект

7.

Экологическая
акция
Проект

8.

Тема:
Ведение портфолио
Проектная деятельность ребенка в ДОУ

Срок
Сентябрь
Октябрь

«Я в автокресле»
«Сдай макулатуру – спаси дерево»
«кормушка для птиц»
«Катапульта»
«Виды часов»
«Новогодние чудеса»
«Боевая техника»
«Парк аттракционов»
Готовность ребенка к школе
«Моя семья» – составление генеалогического
древа
«Творим добро – помогаем животным»
«Красота спасет мир»
«Случай в зоопарке»
«Удивительные птицы и звери»
«Очистим нашу Землю от мусора»

Октябрьноябрь
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Май
Январь
Март
Март - май
Октябрь
Ноябрь
Апрель

Развитие интеллекта и навыков общения:
 Прямой-обратный счет (с использованием мяча);
 Послушай, что за окном – взрослый предлагает послушать, что происходит за дверью,
окном и рассказать об этом;
 Слушай хлопки – дети идут по кругу, на счет 1 – принять позу лягушки, 2 – аиста, 3 –
продолжать ходьбу;
 Не пропусти – ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда ведущий назовет название
растения (транспорта, геометрической фигуры и т.д.);
 Перекличка-путанка – ведущий называет фамилии и имена детей, путая при этом или имя,
или фамилию. Дети должны откликаться только в том случае, если ведущий назвал их
правильно;
 Четыре стихии – если ведущий скажет вода – дети должны вытянуть руки вперед, воздух –
вверх, земля – вниз, огонь – вращательные движения кистями рук;
 Нарисуй то, чего на свете не бывает;
6

 Разноцветные мячики – ведущий молча бросает мячи детям. Поймавший должен назвать
гласный звук, если мяч красный, назвать согласный звук, если мяч синий;
 Назови соседей – назови те числа, которые стоят рядом с заданным, назови те буквы,
которые стоят рядом с заданными;
 Придумай сказку;
 Мячик-смягчитель – ведущий бросает мяч и называет слова, которые заканчиваются
твердым окончанием. Поймавший должен изменить слово так, чтобы оно заканчивалось
мягко (например, угол – уголь, ел – ель, мел – мель, пыл – пыль, мол - моль и др.);
 Тропинка – дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего «тропинка» дети
становятся друг за другом и идут вперед; «копна» - направляются в центр круга, подняв
руки вперед вверх.

7

Приложение 1
Методика «Карта одаренности»
Возрастной диапазон, в котором она может применяться – от 5 до 10 лет.
Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
 диагностической (основной);
 развивающей.
Данная методика позволит:
 количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности;
 определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов (см. лист вопросов), сгруппированных по десяти относительно
самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте
оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
Знаки

Смысловое соответствие

++ (двойной плюс)

оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто;

+ (плюс)

свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 (ноль)

оцениваемое и противоположное свойство личности выражены
нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности
уравновешивают друг друга;

– (минус)

более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому.

Оценки заносите в лист ответов.
Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во
вторую и так далее.
Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает на лету.
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много
разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает
несколько попыток при неудаче.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит
много времени на осмысление того, что нужно запомнить.
14. Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит
музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
8

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какоголибо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Не теряет уверенности даже в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в
играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,
открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль.
27. Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и
вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
33. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем
классе, чем учится реально.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,
рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и
чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает
недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные
состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,
механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
9

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год
или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что
обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии
событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением
рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его
возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и
клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает
о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов
(моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и
т. д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях
предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.),
способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и
справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки,
детективы и др.).
74. Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то,
что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства,
настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1++ 23++

4+

5++

6-

7+

8-

9-

1010

11++ 120

13++ 14+

150

16- 17-

18+

19-

20++

21+

22-

23+

24++ 250

26+ 27+

280

29-

30+

31+

32++ 330

340

36+ 37-

38-

39+

40-

350

41++ 420

43+

44++ 45++ 46- 47-

48++ 49-

51+

520

53-

54+

58-

59++ 60+

61+

620

63-

64++ 650

68+

69-

70-

71-

721

73++ 74++ 75-

76+ 77++ 78++ 79-

80-

9

1

6

0

2

11

55++ 56+ 57+

5

66- 671

3

-3

50++

Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются).
Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.
Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих
видов одаренности:
1. интеллектуальная;
2. творческая;
3. академическая (научная);
4. художественно-изобразительная;
5. музыкальная;
6. литературная;
7. артистическая;
8. техническая;
9. лидерская;
10. спортивная.
Для большей наглядности начертим графический «профиль одаренности». Для этого по оси X
отложим десять делений, они будут обозначать виды одаренности. По оси Y будем откладывать
количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль
одаренности».

профиль

профиль

11

Приложение 2
Тесты для изучения различных свойств внимания
Тест «Переплетенные линии»
Цель: оценить устойчивость внимания
Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия
имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа), эти номера не совпадают.
Ребенку предлагается внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом
нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок должен вслух назвать номер
линии слева и затем номер этой линии справа.
Норма выполнения задания:
­ 2-3 минуты для детей 5-6 лет,
­ 1-2 минуты для детей 6-7 лет.

«S-тест»
Цель: определить скорость распределения и переключения внимания.
Ребенку предлагается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами-эталонами.
Испытуемый должен внимательно осмотреть элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, однимдвумя штрихами дополнить их до полных, целостных фигур.
Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.
Норма выполнения задания:
­ 4-5 минут и 6 ошибок (пропусков) для детей 5-6 лет;
­ 3-4 минуты и 5 ошибок (пропусков) для детей 6-7 лет.

12

Тесты для изучения восприятия
Тест «Что не дорисовано?»
Цель: оценить целостность восприятия.
Ребенку предлагается картинки с изображением знакомых предметов. Испытуемый внимательно
смотрит на каждую картинку и называет недостающую деталь.
Оценивается время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих
признаков.
Норма выполнения задания:
­ 2-3 минуты без ошибок для детей 5-6 лет;
­ 1,5-2 минуты без ошибок для детей 6-7 лет.

Тест «Закрась фигуры»
Цель: определить способность цветовосприятия.
Ребенку предлагается рисунок с черно-белым изображением различных фруктов и цветные
карандаши. Ему необходимо закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет (вместо фруктов
можно предложить изображения животных, овощей, цветов и других предметов).
Норма выполнения задания: обычно дети легко справляются с таким заданием.

13

Тест «Пиши кружочками»
Цель: оценить фонематический слух.
Ребенку предлагается записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в
слове, столько и кружочков. Например, слово «суп» записывается ooo. Проверьте, правильно ли
ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуйте ребенку слова, а
он их записывает в виде кружочков на листе бумаги.
Набор слов: ау, рука, сок, звезда, весна.
Норма выполнения задания:
­ 3 схемы для детей 5-6 лет;
­ 4 схемы из 5 для детей 6-7 лет.
Тесты для изучения мышления.
Тест «Обведи контур».
Цель: оценить наглядно-действенное мышление.
Ребенку предлагается соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это
сделано на образце. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы
фигур.
Оценивают аккуратность, точность и скорость работы.
Норма выполнения задания:
­ 2-2,5 минуты линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и соединяют углы
фигур для детей 5-6 лет;
­ 1,5-2 минуты, линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и соединяют углы
фигур для детей 6-7 лет.

14

Тест «Лишний предмет»
Цель: оценить уровень образно-логического мышления (операции анализа и обобщения).
Ребенку предлагается на карточках (всего 6) определить лишний предмет и сказать, почему он
лишний. После этого испытуемый должен сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета
одним словом.
Норма выполнения задания:
­ 3 карточки из 6 для детей 5-6 лет;
­ 4 карточки из 6 для детей 6-7 лет.
Тест для оценки словесно-логического мышления
Цель: оценить уровень словесно-логического мышления.
Ребенку предлагается ответить на вопросы:
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают, а вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки … - это что?
6. Почему, когда идет поезд опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург?
8. Который сейчас час (ребенку показывают часы и просят назвать время)?
9. Маленькая корова – это теленок, а маленькая собака и маленькая овечка – это?
10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем походи молоток и топор?
13. Что общего между кошкой и белкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, хоккей, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается молодой человек от старого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Норма выполнения задания:
­ 13-15 ответов из 20 детей 5-6 лет;
­ 15-16 ответов из 20 для детей 6-7 лет.

15

Тесты для изучения различных свойств памяти
Тест «Картинки»
Цель: оценить уровень зрительной памяти
Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет.
Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства со всеми 10 картинками
попросите назвать те, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Норма выполнения задания:
­ 6-7 предметов из 10 для детей 5-6 лет;
­ 7-8 предметов из 10 для детей 6-7 лет.
Тест «Узнай фигуры»
Цель: оценить способность к узнаванию
Ребенку предлагается посмотреть на картинки (10 штук), их всего 5 в каждом ряду. Самая первая
картинка – образец. Нужно определить и показать, какая из 4 последующих похожа на первую.
Норма выполнения задания:
­ Все задания за 2 минуты для детей 5-6 лет;
­ Все задания за 1 минуту для детей 6-7 лет.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».