МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 58 «ПЕТУШОК»
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1
31августа 2023 г.
Утверждено
___________ Т.Е.Соколова
Заведующий МАДОУ №58
Приказ № 92 - ОД
31.08. 2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МАДОУ № 58
«Умелые ручки»
Направленность: художественно- эстетическая
(декоративно- прикладное
творчество) срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 5- 7 лет
п. Большой Исток
2023г.
1
Содержание
Комплекс основных характеристик программы ................................................... 3
Пояснительная записка. ........................................................................................... 3
Принципы реализации программы ......................................................................... 5
Формы организации дополнительной общеобразовательной ............................. 8
программы «Умелые ручки» ................................................................................... 8
Методы работы с детьми дошкольного возраста .................................................. 9
Виды деятельности программы «Умелые ручки» .............................................. 11
Учебный (тематический ) план дополнительной общеобразовательной
программы «Умелые ручки» ................................................................................ 16
Учебно-тематический план первый год обучения (5-6 лет) .............................. 17
Учебно-тематический план второго года обучения (6-7 лет) ............................ 23
Индивидуальная работа с детьми. ........................................................................ 30
Работа с родителями. ............................................................................................. 30
Принципы взаимодействия руководителя кружка «Умелые ручки» с
родителями:............................................................................................................. 32
Темы консультаций для родителей: ..................................................................... 32
Совместные проекты детей. .................................................................................. 34
Условия реализации программы ........................................................................... 34
Список литературы. ............................................................................................... 38
2
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Дополнительное
всестороннее
образование
удовлетворение
–
вид
образования,
образовательных
который
направлен
на
человека
в
потребностей
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Таким
образом, развитие творческой активности каждого ребенка является центральным
звеном системы дополнительного образования и основным понятием в обеспечении
результативности дошкольного образования в целом.
Необходимость
и
актуальность
разработки
программы
дополнительного
образования в дошкольном образовательном учреждении определяются спецификой
образовательной
деятельности,
направленной
на
раскрытие
потенциальных
возможностей и способностей воспитанников, ее творческим характером и
имеющимися возможностями для полноценного развития дошкольников.
Во время реализации программы большинство занятий строится в игровой форме,
которая соответствует особенностям дошкольников и облегчает необходимость
многократного повторения упражнений.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
разработана
с
учётом
нормативных документов:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-
3
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации
образовательной
деятельности
по
дополнительным
и осуществления
общеобразовательным
программам»;
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
дополнительных
общеразвивающих
программ
по проектированию
(включая
разноуровневые
программы)»;
12.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере»;
13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом;
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики
и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
4
15.
Устав МАДОУ 58
16.
Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАДОУ № 58
Направленность программы: художественно- эстетическая (декоративноприкладное творчество)
Принципы реализации программы
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития
– главный принцип работы.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
осознание и признание права личности быть не похожей на других;
проявление уважения к личности;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
умение смотреть на проблему глазами ребенка;
учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной
системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус
в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при
которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к
нему.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики,
установленной размеренности);
связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
систематичности и последовательности;
доступности и посильности;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
5
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно
выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой
деятельности;
получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных
практических задач;
обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший
успех ребенка поощряется.
Цель программы :
Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с
нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх
и творческой деятельности. Развитие у детей воображения, памяти, мышления,
мелкой моторики рук,
стремления к самостоятельности.
Задачи:
Обучающие:
1.
Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и
ритма.
Развивающие:
1.
Способствовать к самостоятельному созданию предметов и поделок,
поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2.
Развивать технические умения и навыки в работе с разнообразным
материалом, в том числе – нестандартным.
Воспитательные:
1.
Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя
образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
2.
3.
Формировать художественный вкус.
Воспитывать объективное отношение к результатам своей деятельности и
результатам труда своих товарищей.
6
4.
Формировать положительное отношение к миру, другим людям и самому себе
посредством участия в выставочной деятельности.
Адресат программы: Программа студии охватывает дошкольный возраст (со
средней группы по подготовительную,
не предполагает конкурсного отбора,
рассчитана на сопровождение всех категорий обучающихся в возрасте 5-7 лет.
Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня - на коллективных
занятиях и по подгруппам (10-12 человек) в кружке «Умелые ручки».
На занятиях
кружка «Умелые ручки», осуществляется индивидуальный подход, построенный с
учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков,
эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Количество обучающихся в объединении определяется Уставом образовательной
организации
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятий у воспитанников 5 - 6 лет –25 минут (30 часов в год).;
продолжительность занятий у воспитанников 6-7 лет – по 30 мин (33 часов в год).
Объём программы: 63 часа. Первый год обучения – 30 часов, второй год обучения –
33 часа.
Срок освоения программы: 2 года.
Отличительная особенность программы.
В настоящее время, в условиях
современной социально-экономической и культурной жизни России одним из
приоритетных направлений совершенствования общества является духовное
возрождение
национальной
культуры.
Воспитание
приобщение его к культурным ценностям
искусства,
игровую,
художественную,
человека
культурой
и
через средства изобразительного
учебно-познавательную,
трудовую,
коммуникативную, проектную деятельность приобретает особое значение в
условиях дошкольного дополнительного образования.
Программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве и
соответствует потребностям современного дошкольника.
Данную программу отличает включение разнообразных новых и нетрадиционных
прикладных техник, освоение приемов и методов изображения в цвете,
использование новых современных материалов.
7
Программой предусмотрена выставочная деятельность как форма организации
образовательного процесса.
Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора и построения
индивидуальной образовательной траектории.
Программа
предполагает
необходимый
учёт
техники
выполнения
работ,
сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме,
цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов,
о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина,
различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и
заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Формы организации дополнительной общеобразовательной
программы «Умелые ручки»
1.
По образцу.
Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из
бумаги или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают
способы их воспроизведения.
2.
Конструирование по условию.
Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из
строительного материала. Однако, как возникло убеждение, что она может быть
использована и в других его видах в целях развития творчества.
3.
По замыслу.
Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания
творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает,
что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и
творческий
процесс,
дети
должны
иметь
обобщённые
представления
о
конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и
уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других
форм конструирования – по образцу и по условиям.
3. По теме.
8
Детям предлагают общую тематику художественных конструкций («птицы» и т.п.) и
они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их
выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной темеактуализация и закрепление знаний и умений.
Каждая
из
рассмотренных
форм
организации
обучения
художественному
конструированию может оказать развивающее влияние на те или иные способности
детей, которые в
совокупности составляют основу формирования их творчества.
Программа «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит
задания различных видов с различными материалами.
Выделяются три раздела:
Работа с бумагой и картоном.
Работа с природным и бросовым материалом.
Работа с пластилином и соленым тестом.
Методы работы с детьми дошкольного возраста
При реализации Программы используются вариативные методы работы с детьми
дошкольного возраста:
9
Название
Определение метода
Рекомендация по их применению
метода
Словесные
Рассказ,
беседа,
объяснение, Словесные методы позволяют в
пояснения, кратчайший срок передать информацию
вопросы,
инструкция,
словесная детям.
чтение
и
рассказывание
художественных
произведений
Наглядные
Наглядно-зрительные
приемы:
Метод
иллюстраций предполагает
показ; показ картин, зарисовок на доске и пр.
наблюдения;
рассматривание картин.
Практичес- Практические методы
Выполнение практических заданий
кие
обучения основаны на
проводится после знакомства детей с
практической
тем или иным содержанием и носят
деятельности детей и
обобщающий характер.
формируют практические
умения и навыки
При реализации Программы используются различные средства работы с детьми
дошкольного возраста:
демонстрационные (применяемые взрослым)
визуальные (для зрительного восприятия)
естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные)
и др.;
материалы для сенсорного развития детей .
10
Виды деятельности программы «Умелые ручки»
Работа с бумагой и картоном.
1.Работа в технике «Оригами».
В процессе занятий и при использовании
полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и
воспитательного
характера.
Складывание
фигурок
сопровождается
познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные
модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает
складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической
фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна
геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими
фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины,
соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия.
При складывании
фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно
если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и
зверях, обитающих на территории нашей страны.
Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям
один
путь
самореализации
в
творческой
деятельности,
формирования
познавательной и коммуникативной активности.
Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для
развития мелкой моторики пальцев.
2. Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лёгкое
и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для
креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации
отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность
предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к
основному листу.
3. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и
разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные
композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие,
11
выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение. В процессе
изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим
воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к
природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги,
используя техники бумагокручения и бумагопластики.
Задачи обучения:
1.
Совершенствовать умение детей работать с бумагой и картоном, продолжать
учить делать поделки по типу «Оригами». Продолжать учить делать плоскостные
игрушки, объединённые одним содержанием на плоском цилиндре или картоне,
изготовление настольных театров по мотивам русских народных сказок.
2.
Учить создавать различные конструкции по словесному описанию или
рисунку.
3.
Мастерить игрушки – забавы, используя работе картон и бросовый
материалом, пользуясь шаблоном.
4.
Учить изготовлять отдельные элементы для карнавальных костюмов, для
инсценирования сказок, рассказов. При этом в качестве дополнительного материала
используется бросовый материал.
5.
Учить создавать и оформлять картины по типу «Коллаж», используя в работе
ткани различной текстуры: кружева, атлас, драп, шифон, трикотаж; бросовый
материал. (пуговицы, старые фотографии вырезки из старых газет и журналов и т.д.);
акварельные краски, фломастеры, цветную бумагу.
6.
Учить делать объёмные игрушки, в основании которых лежат геометрические
формы: цилиндр, конус.
7.
Дать элементарные навыки и понятия для оформления интерьера – поработать
дизайнером. Учить делать поделки типа «Витраж», используя марлю или целлофан,
бумагу различной фактуры.
Работа с бросовым материалом.
12
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к
творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования,
знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному
обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев,
развивает
мелкую
моторику
пальцев,
воспитывает
усидчивость
и
самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование
их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность
конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами,
разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся
мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования
наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап
работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
•
для игр детей;
•
для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
•
их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе
предъявляется определённые требования:
•
должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
•
тщательно промытым и высушенным;
•
доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При
работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например
проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо , чтобы эту предварительную
работу выполнял педагог.
Задачи обучения:
1.
Учить детей делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья
различных деревьев и различных цветовых оттенков.
13
2.
Учить делать игрушки- самоделки из природного материала (скорлупы
грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового
материала (пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров), используя в
качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.
3.
Учить выполнять коллективные работы (с использованием бросового и
природного материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам,
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к
художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их
структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их
характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала,
видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать
разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей
воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными
способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и
имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок,
фильмов т. п.
Задачи обучения:
1.
Продолжать работать с природным материалом (орехами, ракушками, сухими
листьями, ветками, ягодами); бросовым материалом при изготовлении картин, при
этом оформлении картин в рамках и фиксируя нить для подвеса.
2.
Создавать сувениры- поделки, типа кулонов, на основе плотного картона, с
использованием природного и бросового материала (конфетти, семя различных
растений: акации, дыни, арбуза и т. д.)
3.
Учить мастерить подставки и вазы для сухих букетов и икебан, используя в
работе пустые жестяные банки из –под кофе, сметаны, шампуней. В качестве
дополнительного материала использовать пластилин, орехи, скорлупу яиц, ракушки.
14
4.
Изготовлять поделки, типа монументальных скульптур, по замыслу, по
сюжету сказки или рассказа, с использованием природного бросового материала.
Учить работать в коллективе, создавать совместно поделки для настольного театра,
из природного материала
Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать,
изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при
помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники
заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых,
полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают
заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с
пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к
созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте:
выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание,
оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём
примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только
практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет
всесторонне развивать личность ребёнка.
Задачи обучения:
1.Совершенствовать передачу динамики и статики при создании изображений в
лепке.
2. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах в лепке:
соблюдать взаимосвязи между объектами построения, композиции.
3.Совершенствовать навыки работы с пластилином в нетрадиционной
художественной технике –пластилинографии.
Соленое тесто
Работа с солёным тестом приучает детей быть более усидчивыми, внимательными
и ответственными. Развивается мелкая моторика рук, массируются активные точки
15
пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, его
самочувствие. Занятия лепкой влияют на общее состояние детей, в том числе на
развитие
эстетического чувства. К тому же солёное тесто несёт в себе массу
положительных эмоций.
Задачи обучения:
Формировать умение пользоваться основными приёмами лепки из слоёного
1.
теста;
Обучать навыкам использования средств художественной выразительности
2.
(форма, пропорции, пластика);
Развивать интерес и способности у детей к художественно – творческой
3.
деятельности;
Развивать коммуникативные способности, фантазию, творчество, креативное
4.
мышление.
Модель занятия по дополнительному образованию
1.Вступительная беседа, сообщение темы.
2.Показ образца, сенсорное обследование.
3.Показ приема создания образа.
4.Самостоятельная работа.
5.Выставка детских работ.
Учебный (тематический ) план дополнительной общеобразовательной
программы «Умелые ручки»
Учебный план первого года обучения (5-6лет)
Количество часов
№
1
Техника
Работа с бумагой и картоном.
Работа с природным и бросовым материалом
2
11
10
3
Работа с пластилином.
6
4
Лепка из соленого теста.
3
16
Общее кол-во часов в год:
30
Учебный план второго года обучения (6-7 лет)
№
Техника
Количество часов
1
Работа с бумагой и картоном
10
2
Работа с природным и бросовым
10
материалом
3
Работа с пластилином.
7
4
Лепка из соленого теста.
6
Общее кол-во часов в год:
33
Учебно-тематический план первый год обучения (5-6 лет)
Месяц
Тема
«Яблоки
сентябрь
Техника
Пластилинография.
Количество
кол-во часов
занятий
Теория Практика
1
5мин
20мин
5мин
20мин
5мин
20мин
поспели».
«Грибок».
сентябрь
Техника работы с
бумагой
–
1
с
1
«Оригами».
сентябрь
«Фруктовая
мозаика»
Работа
природным
материалом.
17
сентябрь
«Осеннее
Контурная мозаика из
дерево»
цветной бумаги –
1
5мин
20мин
5мин
20мин
обрывание бумаги
сентябрь
«Лук»
Аппликация из
природного
1
материала. ( листьев )
сентябрь
«Ягодка за
Пластилинография
1
5мин
20мин
«Осенняя
Работа с бумагой в
1
5мин
20мин
сказка»
нетрадиционной
1
5мин
20мин
5мин
20мин
5мин
20мин
5мин
20мин
5мин
20мин
5мин
20мин
ягодкой»
сентябрь
технике
сентябрь
«Улетают
Лепка из соленого
птицы в
теста.
дальние края»
октябрь
октябрь
октябрь
««Чудо-
Лепка
дерево».».
теста.
из
соленого
«Осенние
Техника
листочки»
бумагой – «Оригами».
«Грибы на
работы
Пластилинография
1
с
1
1
поляне».
октябрь
«Книга»
Объёмная
аппликация.
октябрь
«Мой родной Работа с природным
край»
1
1
материалом.
18
октябрь
«Ателье»
Работа с бумагой в
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
Пластилинография
1
5мин
20мин
«Моя Россия». Лепка из соленого
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
нетрадиционной
технике
октябрь
«Моя любимая Пластилинография
игрушка»
октябрь
ноябрь
ноябрь
Чайная
Лепка из соленого
посуда»
теста.
«Кактус в
Конструирование
горшочке»
бросового материала.
«Лиса»
Техника
из
работы
с
бумагой – «Оригами».
ноябрь
.«Лебедь»
Пластилинография
1
ноябрь
«Карандаши» Объёмная
аппликация.
ноябрь
«Мы ходили в Работа с бумагой в
зоопарк»
нетрадиционной
технике
ноябрь
«Мой
маленький
друг»
ноябрь
теста.
ноябрь
«Снегири на Работа с природным
ветке»
декабрь
материалом.
«Транспорт
Конструирование из
будущего»
бросового
19
материала(крышки от
бутылок)
декабрь
«Снежинка» Техника
работы
с
5мин
20мин
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
бумагой – «Оригами».
декабрь
«Новогоднее Аппликация из крупы
1
созвездие»
декабрь
«Зимняя
Мозаика из цветной
фантазия»
бумаги – обрывание
бумаги.
декабрь
«Зимняя
. Изделия в технике
сказка»
«торцевание».
декабрь
Папа, мама, я
Пластилинография
1
5мин
20мин
декабрь
«Украсим
Работа с природным
1
5мин
20мин
елочку к
материалом.
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
празднику»
(коллективная
работа)
декабрь
«Дом, в
Работа с природным
котором я
материалом.
живу»
январь
январь
«Елочка».
Пластилинография.
Снегурочка Лепка из соленого
теста
20
январь
«Снегири»
Конструирование из
5мин
20мин
1
5мин
20мин
Пластилинография
1
5мин
20мин
«Красивая
Работа с бумагой в
1
5мин
20мин
скатерть для
нетрадиционной
стола»
технике
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
бумаги в технике
1
«Оригами»
январь
«Зайчики»
Работа с природным
материалом
февраль
«Рисуем
жгутиками из
пластилина».
февраль
февраль
«Танк»
Объёмная
аппликация.
февраль
«Солдатская
пилотка»
Конструирование из
цветной бумаги в
технике «Оригами»
февраль
февраль
«Параход»
Аппликация из крупы.
«Открытка для Пластилинография
папы»
март
«Цветок»
Объёмная
аппликация.
март
«Червячок в
Конструирование из
яблоке»
бросового материала.
21
март
«Подарок
маме»
март
«Идет весна
красна»
Работа с природным
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
материалом.
Работа с природным
материалом.
март
«Нарцисы».
Пластилинография.
1
5мин
20мин
март
«Разноцветные
Лепка из соленого
1
5мин
20мин
рыбки»
теста.
«Розочки».
Конструирование из
1
5мин
20мин
(коллективная
цветной бумаги в
работа).
технике «Оригами».
«Гномики»
Мозаика из ватных
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
март
апрель
шариков.
апрель
«Космические
Работа с бумагой в
дали»
нетрадиционной
технике
апрель
«Собачка»
Контурная мозаика из
цветной бумаги –
обрывание бумаги
апрель
Превращение
Работа с бумагой в
ладошки»
нетрадиционной
технике
апрель
Тема:
Конструирование из
«Аквариум». бросового материала.
( коллективная
работа)
22
апрель
Тема: « Рамка» Объёмная
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
1
5мин
20мин
аппликация.
май
«Праздничный Пластилинография
салют»
май
Объёмная
«Горшком с
аппликация.
цветком»
май
«Голубь»
Конструирование из
цветной бумаги в
технике «Оригами».
май
«Птицы»
Мозаика из ватных
шариков.
май
«Паучки на
Конструирование
из
паутине».
бросового материала.
( коллективная
работа)
Итого занятий в год
60
итого часов
30
Учебно-тематический план второго года обучения (6-7 лет)
Месяц
Тема
Техника.
Количество
занятий
кол-во часов
Теория Практика
(мин)
Сентябрь «Книга»
(мин)
Конструирование
из цветной бумаги 1
в
5
25
технике
«Оригами».
23
Сентябрь «Волшебные Лепка из соленого 1
листья»
Сентябрь «Корзинка»
5
25
1
5
25
Пластилинография 1
5
25
1
5
25
1
5
25
теста
Конструирование
из
бросового
материала
Сентябрь «Астры»
Сентябрь
«Веночек»
Конструирование
из
природного
материала.
(из листьев).
Сентябрь
«Осеннее дерево» Конструирование
из
бросового
материала
Сентябрь
«Подсолнух».
Пластилинография 1
5
25
Сентябрь
«Подарки для
Работа с бумагой в 1
5
25
Гнома»
нетрадиционной
1
5
25
1
5
25
1
5
25
технике
Октябрь.
«Овощи»
Объёмная
аппликация.
Октябрь.
«Осенняя сказка» Конструирование
из бросового
материала
Октябрь.
Конструирование
«Лебедь»
из цветной бумаги в
технике
«Оригами».
24
Октябрь.
«Фрукты»
Лепка из соленого 1
5
25
1
5
25
теста
Октябрь.
Мозаика из
«Узоры на песке» природного
материала на песке.
Октябрь.
«Совушка сова»
Пластилинография 1
5
25
Октябрь.
«Ваза»
Объёмная
1
5
25
1
5
25
1
5
25
Лепка из соленого 1
5
25
Пластилинография 1
5
25
Конструирование
5
25
5
25
аппликация.
Октябрь.
Мой любимый
Конструирование
персонаж
из бросового
материала
Ноябрь.
Конструирование
«Ворона»
из цветной бумаги в
техники
«Оригами».
Ноябрь.
«Домовенок»
теста
Ноябрь.
«Мой друг»
Ноябрь.
1
из бросового
материала
Ноябрь
«Зонтик»
Объёмная
1
аппликация.
Ноябрь.
«Волшебный
Лепка из соленого 1
сундучок»
теста
25
Ноябрь
«Сказочные
Конструирование
герои»
из
1
5
25
любимый Лепка из соленого 1
5
25
1
5
25
1
5
25
1
5
25
Лепка из соленого 1
5
25
Пластилинография 1
5
25
Конструирование
1
5
25
1
5
25
1
5
25
Пластилинография. 1
5
25
природного
материала
Ноябрь.
Декабрь.
«Мой
дом»
теста
«Зимний лес»
Аппликация из
крупы.
Декабрь.
Декабрь.
«Елочка с
Объемная
игрушками»
аппликация
«Еловая веточка» Конструирование
из цветной бумаги в
техники
«Оригами».
Декабрь.
«Варежка»
теста
Декабрь.
«Дед мороз и
Снегурочка»
Январь.
«Зимний лес»
из бросового
материала
Январь.
«Заяц»
Объемная
аппликация
Январь
«Синицы»
Конструирование
из цветной бумаги в
техники
«Оригами».
Январь
«Роза»
26
Январь
Февраль.
«Декоративная
Конструирование
подставка для
из
карандашей».
материала.
«Бумажные
Поделки из
человечки».
бумажных
1
5
25
1
5
25
1
5
25
«Поздравительная Пластилинография 1
5
25
5
25
1
5
25
1
5
25
Пластилинография 1
5
25
Конструирование
1
5
25
1
5
25
бросового
цилиндров
Февраль
«Белка»
Конструирование
из цветной бумаги в
технике
«Оригами».
Февраль
открытка на все
случаи жизни
Февраль
«Сердечки»
Лепка из соленого 1
теста
Февраль
«Военная
Конструирование
техника»
из бросового
материала
Февраль
Самолет
Объёмная
аппликация.
Февраль
Февраль
«Портрет»
из бросового
материала
Март
«Букет нарцисов» Конструирование
из цветной бумаги в
27
технике
«Оригами».
Объёмная
Март
«Дерево»
1
5
25
1
5
25
Лепка из соленого 1
5
25
5
25
аппликация
«Весенний венок2 Конструирование
Март
из бросового
материала
Март
«Бабочка».
теста
Март
«Подводный
Работа с бумагой в 1
мир»
нетрадиционной
технике
Март
Март
«Фиалки»
Пластилинография. 1
5
25
«Усатый
Конструирование
1
5
25
полосатый»
из бросового
1
5
25
1
5
25
Лепка из соленого 1
5
25
5
25
материала
Апрель
«Цапля»
Конструирование
из цветной бумаги в
технике
«Оригами».
Апрель
«Игрушка из
Конструирование
обрезков ниток». из
бросового
материала
Апрель
«Ракета»
теста
Апрель
«Царевна-
Пластилинография 1
лягушка»
28
Апрель
«Пчелка»
Объёмная
1
5
25
Лепка из соленого 1
5
25
аппликация.
Апрель
«Моя земля»
теста
Апрель
«Уточки».
Пластилинография 1
5
25
Апрель
«Украшения»
Лепка из соленого 1
5
25
1
5
25
1
5
25
1
5
25
теста
Апрель
«Весенний лес»
Конструирование
из бросового
материала
Май
«Гвоздики»
Конструирование
из цветной бумаги в
технике
«Оригами».
Май
«Открытка»
Объемная
аппликация
Май
«Мак»
Пластилинография 1
5
25
Май
«Стрекоза»
Конструирование
1
5
25
Работа с бумагой в 1
5
25
5
25
5
25
из
бросового
материала
Май
«Моя кухня»
нетрадиционной
технике
Май
«Море»
Лепка из соленого 1
теста
Май
«Цветочные
Конструирование
фантазии»
из
1
бросового
материала
29
Май
«Мир вокруг»
Пластилинография 1
5
25
Итого занятий в год
66
итого часов
33
Индивидуальная работа с детьми.
Развитие у ребёнка творческих способностей.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский
сад. В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к
трудовой и эстетической деятельности.
эстетического
содержания
является
Основными источниками детских
игрушки,
предметы
быта,
книжные
иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи,
общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и
декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания
ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и
содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях студия
«Умелые ручки» в детском саду, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в
индивидуальной творческой деятельности.
В условиях детского сада руководитель кружка «Умелые ручки», устанавливает
контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и
возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему
коллектива, должен знать, что его труд- это частица большого интересного дела,
которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок
принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла,
в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь
тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
Работа с родителями.
В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным
моментом художественного развития детей является условия, при которых задаётся
30
общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде
всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к
художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были.
Беседы руководителя кружка «Умелые ручки» с родителями показывают, что во
многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для
украшения быта. Этим родителям педагог может предложить участвовать в
творческой тематических выставках, организуемых в одной из возрастных групп
детского сада. На стеллажах и специальных подставках располагают целые
композиции изделий из тканей, пряжи, меха, дерева, корни засушенных растений,
Выполненных совместными усилиями родителей и детей. Темы выставок могут
быть такими:
1.
«Герои любимых сказок».
2.
«Выставка весёлых человечков». (мелкая пластика из природного материала)
3.
«Мастера- золотые руки. (вязание, плетение, ткачество, вышивка, шитьё)
Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более
активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с
детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по
качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники
вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых (тоже с детьми).
Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и
обсуждается заранее.
В обсуждении должен принять участие каждый член
коллектива. Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски,
шапочки для выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника
праздника. Эта работа может быть сделана детьми заранее, когда у них есть время
продумать сюжет, выбрать соответствующий материал, качественно выполнить
изделие. Совместными усилиями составляется программа действий, распределяется
объём работ на каждого участника праздника.
Задачи работы руководителя кружка «Умелые ручки» по взаимодействию с
родителями:
31
•
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
•
Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и
конструктивных способностей;
•
Создать
атмосферу взаимопонимания ,
общности
интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
•
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
•
Поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия руководителя кружка «Умелые ручки» с
родителями:
•
Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Индивидуальный
подход.
•
Сотрудничество, а не настойчивость.
•
Серьёзная подготовка.
(Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо
тщательно и серьёзно готовить).
•
Динамичность.
Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Умелые ручки», для
родителей в течение года:
•
«День открытых дверей»
(Посещение родителями занятий кружка «Умелые ручки»).
•
Семинары – практикумы для родителей: «Волшебная сказка – Оригами»,
«Волшебная бумага», «Творите своими руками»,
«Нарисованный мир» и т. д.
Темы консультаций для родителей:
-
«Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами».
32
-
«Как воспитать творческую личность».
-
«Истоки рукоделия» и т. д.
Конкурсы и проекты:
1.
Конкурс семейных работ «Семейный логотип».
2.
Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка».
(нетрадиционное техника выполнения творческих
работ , с использованием
разнообразных материалов). 2. Конкурс семейных работ на лучший летний головной
убор.
Защита творческих проектов. (для всей семьи ).
1.
Проект «Дерзайте - вы талантливы!»
( Родители совместно с ребёнком изготавливают поделку, затем на защите проекта
рассказывают ,что
изготовления
понадобилось для изготовления поделки, какие этапы
поделки
,для
чего
они
изготовили
поделку,
придумывают
оригинальное название своей поделке , стихотворение ).
2.
Проект «Счастливый выходной день».
(Родители совместно с ребёнком, на защите проекта делятся своим опытом,
проведения выходных дней всей семьёй. Предлагается поделиться своим опытом в
творческой форме. Для защиты проекта применяются стихи, фотографии,
всевозможныеподелки сделанные своими руками на выходном дне. Родители и дети
рассказывают интересные события, которые произошли в этот день семье.
3.
Творческий проект «Наше лето».
(В проекте принимают участие и дети, и взрослые. В составлении альбома «Наше
лето» используются рассказы детей о летнем отдыхе, рисунки детей и взрослых ,
аппликационная работа детей и взрослых , работа с природным материалом,
фотографии, ракушки , камушки , стёклышки .
4.
Творческий проект «Зимние забавы»
(проект строится по тому же принципу, как и предыдущий проект).
33
Совместные проекты детей.
1.
Творческий проект «Новогодний праздник».
( Совместное оформления групповой комнаты и музыкального зала . Вместе с
воспитателем дети определяют содержание оформительской работы в группе, затем
в зале . Дети намечают план действий. Дети самостоятельно формулируют цель ,
мотивируют свою деятельность : «Мы хотим помочь сделать красивым детский сад
к празднику» ; обдумывают содержание панно ( просматривают открытки,
иллюстрации в книгах), активно участвуют в создании эскизов , их реализации)
2.
Творческий проект « Мамин праздник».
(Проект строится по тому же принципу , что и творческий проект «Новогодний
праздник»).
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для
реализации дополнительной образовательной программы
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, удовлетворяющий
квалификационным требованиям.
Описание материально-технического обеспечения
Занятия по дополнительному образованию проходят в изостудии.
Детская мебель и оборудование соответствуют росту и возрасту детей, изготовлены
из материалов, безвредных для здоровья воспитанников. Стулья и столы мебели
промаркированы.
Используемые материалы:
-
Пластилин
-
Крышки от майонезных банок
-
Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
34
-
Капсулы от «Киндер - сюрприза»
-
Сухие листья
-
Коряги, шишки, жёлуди, мох
-
Семена растений
-
Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
-
Вата
-
Скорлупа яиц
-
Перья
-
Галька
-Фольга
-
Цветная бумага.
-
Картон
-Клей, краски.
Инструменты и приспособления:
-
Ножницы, шило ( только для взрослого)
-
Карандаш
-
Линейка
-
Набор стеков и доска для лепки
-
Клеёнка для аппликации
-
Клейкая лента
-
Кисточка
Дидактический материал:
аудиозаписи, видео, презентации.
использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры,
макеты).
использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из
книг и др.).
Техническое оснащение:
35
дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки,
леска, пайетки, кусочки меха, ракушки, мелкие камешки, крупы, макаронные
изделия, природный и бросовый материал).
Инструменты для лепки:
стеки,
печатки,
турнет для лепки,
колпачки от фломастеров,
гуашь,
фольга,
пластилин,
кисти №3,№5,
скалки.
Формы контроля
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы с
элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений об
игровой
деятельноости,
построение
индивидуальных
траекторий
усвоения
дополнительной общеобразовательной программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится после
завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит:
− самостоятельная работа– это целенаправленное восприятие какого-либо
педагогического явления в естественных условиях, когда обучающиеся не знают,
что за ними наблюдают.
−
оценка образовательных
результатов обучающихся.
Проводится
анализ
результатов деятельности обучающихся. Для подтверждения положительной
динамики развития творческих способностей можно использовать результаты
участия обучающихся в различных творческих конкурсных мероприятиях.
– опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным продуктом
творчества. Обсуждение работ одногрупников.
36
Оценка
качества
освоения
личностных
и
метапредметных
составляющих
проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод
педагогического наблюдения, беседа, опрос.
Краткая презентации Программы
Программа дополнительного дошкольного образования
реализации
в
муниципальном
автономном
предназначена для
дошкольном
образовательном
учреждении «Детский сад №58 «Петушок» с детьми старшего дошкольного
возраста.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Срок освоения
программы два года.
В ходе реализации Программы наши воспитанники станут: любознательными,
интересующимися окружающими предметами и активно действующими с ними,
интересующимися
причинно-следственными
связями;
коммуникабельными,
стремящимися к общению со взрослыми, проявляющими интерес к сверстникам,
способными договариваться; творческими, проявляющими интерес к продуктивной
деятельности,
обладающими
развитым
воображением;
самостоятельными,
проявляющими инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
инициативными,
пытающимися
самостоятельно
экспериментировать;
эмоционально-отзывчивыми, проявляющими эмпатию по отношению к другим
людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается; проявляют интерес
к
изобразительной творческой деятельности и уважительное отношение к
результатам детского творчества.
37
Список литературы.
1.
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. –М.:Наука,2001.
2.
Бумажная пластика. «Издательство «Карапуз», 2002г.
3.
Белякова О.В., Щеглова А.В. Волшебная бумага, или бумажные фокусы,–
Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
4.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
5.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
6.
Детское рукоделие - Художественный труд в детском саду и семье – М., 2000.
7.
Дубровская Н.В. Подарки для мамы - Серия «Праздник».- Спб.: 2010г.
8.
Давыдова Г.Н. Пластилинография – детский дизайн -М. Скрипторий, 2012.
9.
Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. -М. Скрипторий, 2012
10.
Давыдова Г.Н. Детский дизайн. -М. Скрипторий, 2010
11.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду.– М., 2010.
12.
Лыкова И.А.. "Неужели из бумаги? Азбука аппликации». – М. 2007.
13.
Петрова И.М. Волшебные полоски – М.: Издательский дом - СПб.,2010.
14.
Петрова И.М. Объемная аппликация.– СПб.,2002.
15.
ПереветртеньИ.А. Сказка из листьев и лепестков–АСТ:
Полиграфиздат, 2010
16.
ПищиковаН.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной форме
17.
Сухаревская О. Оригами для самых маленьких. – М.: Айрис-Пресс, 2008г.
ТарабаринаТ.И. Оригами и развитие ребенка - Ярославль: «Академия
развития», 1998г
18.
38