Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (п. 23, приказ Минобрнауки № 1015).
К специальным условиям обучения относятся:
·Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
·Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации работы.
·Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
·Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
·Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
·Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
·Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.
Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение включает:
- Наличие в штатном расписании специалистов (учитель - логопед, педагог - психолог).
- Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
- Разработка индивидуальной программы развития, в том числе коррекционной программы.
- Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с индивидуальной программой развития.
- Отслеживание динамики развития ребенка.
- Консультации специалистами педагогов и родителей (законных представителей), оказание методической помощи.
- Анализ эффективности работы команды специалистов.
- Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, воспитанников).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Логопедический кабинет
Логопедический кабинет предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи. Логопедический кабинет используется для работы по следующим направлениям:
- профилактика речевых нарушений;
- диагностика речевых нарушений;
- коррекция речевых нарушений;
- консультирование родителей и педагогов;
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеется физкультурный и музыкальный залы со всем необходимым оборудованием для музыкального и физического развития детей.
В физкультурном и музыкальном залах проводятся фронтальные занятия по физическому и музыкальному развитию детей. В физкультурном зале ежедневно проводится утренняя гимнастика. В вечернее время с детьми проводится индивидуальная работа с детьми, праздники и развлечения музыкального и спортивного характера. Реализация физического развития детей осуществляется через систему физкультурно – оздоровительной работы. Для этого в физкультурном зале имеется необходимое современное спортивное оборудование и инвентарь. Пространство физкультурного зала позволяет не ограничивать детей в движении и достигать высокой двигательной активности.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения в ДОО для библиотеки нет. Литература располагается в методическом кабинете. Книжный фонд ДОО включает в себя:
§Книги для воспитателей и специалистов (методическая и справочная литература),
§репродукции картин,
§иллюстративный материал,
§наглядно - дидактические пособия.
Методическая литература размещена по образовательным областям: "Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Книги для воспитанников. В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОО. Кроме этого, в этот раздел входят хрестоматии для детей разного возраста, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, энциклопедии, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Весь книжный фонд учитывается.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал оснащен различным спортивным оборудованием: спортивные комплексы, гимнастические скамейки, мячи разного размера, обручи, скакалки, дуги, кегли, щит баскетбольный, мягкие модули, тренажеры, беговая дорожка (детский тренажер), конусы. В каждой возрастной группе есть спортивные центры
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении имеются все необходимые пособия, технические средства. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В МАДОУ созданы условия доступности для категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий.
В ДОО создана среда, способствующая эффективной коррекционно-развивающей помощи: коррекционное оборудование (массажные мячи, детские игровые комплексы, комплекты мягких модулей) развивающее оборудование (развивающие сюжетно - ролевые игры).
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ.
В МАДОУ также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: кабинет логопеда. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: педагог – психолог, учитель - логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: тренажеры на развитие осязания и мелкой моторики, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МАДОУ № 58 обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию и в здание детского сада, организована круглосуточная охрана. Вход в здание оборудован кнопкой вызова, в здании находятся ответственные сотрудники, готовые оказать помощь всем обратившимся.
Специальные условия питания
Специальные условия питания в МАДОУ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОО имеется доступ к сети Интернет. Ресурсы сети Интернет используются для взаимодействия с родителями (законными представителями), обмена информацией с коллегами и в методической деятельности сотрудников учреждения. Доступ осуществлен через проводной интернет и систему Wi-Fi. Воспитанники дошкольной образовательной организациидоступ к сети Интернет не имеют.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в МАДОУ отсутствует
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования в МАДОУ отсутствуют.