Возрастные особенности детей

19.01.2022

Психологические особенности детей 4-5 лет.docx (скачать)
Психологические особенности детей 5-6 лет.docx (скачать)
Психологические особенности детей 2-3 лет.docx (скачать)
Психологические особенности детей 3-4 лет.docx (скачать)
Психологические особенности детей 6-7 лет.docx (скачать)

17.02.2022

КАЖДОМУ ВОЗРАСТУ СООТВЕТСТВУЕТ СВОЙ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Возрастные периоды и кризисы

20.02.2022


Существует много теорий и концепций развития психики ребенка. Одна из наиболее популярных принадлежит знаменитому психологу Л.С. Выготскому. Здесь можно наблюдать чередование кризисных и стабильных периодов:

Кризис новорожденности 

Младенческий возраст (до 1 года)

Кризис 1 года

Раннее детство (1-3 года)

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис 7 лет

Школьный возраст (7-13 лет)

Раннее детство (1-3 года).

Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Постепенно ребенок овладевает ложкой, со временем развивается игра с предметами, игрушками. Ребенок быстро растет и развивается физически, развивается долгосрочная память. Малыш активно осваивает уже не только пространство, но и речь.

В какой-то момент ребенок вдруг становится невыносимым, скандальным, упрямым и самостоятельным. Пришло время кризиса 3 лет.

Кризис 3 лет.

Кризис 3 лет может проявиться чуть раньше (2,5 года) или чуть позже (3,5 года). Можно сказать, что это кризис межличностных отношений, так как ребенок начинает осознавать свое собственное Я, отделяться от мамы. Он прощупывает границы, проверяет, на что способен, на что может повлиять. В речи начинает появляться местоимение «Я».

Результат преодоления кризиса 3 лет – появление собственного Я. При этом появляется потребность быть «хорошим» и соответствовать ожиданиям значимых взрослых.

Проявления кризиса 3 лет:

  • Негативизм – ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросил взрослый. На любое предложение можно услышать «Нет!». И дело не в содержании просьбы, а в том, что она идет от взрослых.

  • Упрямство - малыш будет настаивать на чем-то не потому что хочет, а потому что он этого потребовал и с этим нужно считаться.

  • Своеволие – ребенок хочет делать все самостоятельно.  Хочу такой сайт

  • Протест-бунт - ребенок ссорится со всеми.

  • Деспотизм - малыш диктует всем свою волю, заставляет делать все, что требует.

  • Обесценивание – ребенком обесцениваются старые манеры поведения (спокойно может обозвать маму дурой, а папу дураком), обесценивается то, что он раньше любил. При этом признавать вину и извиняться ребенок не будет. 

  • Строптивость - может начать баловаться и противно себя вести в самый неподходящий момент. Это поведение не против кого-то лично, а против правил и норм в целом.

Что делать родителям?

  • Не настаивать жестко на том, чтобы требования родителей всегда соблюдались. Если случай позволяет, можно и пропустить эпизод непослушания.

  • По возможности стараться перевести «острую» ситуацию в игровую или начать вести себя "парадоксально": вместо ложки дать вилку, вместо носка – майку. Устроить себе праздник непослушания (как приятно делать не то, о чем просят!). Это поможет нивелировать негативизм. Так же можно попробовать действовать от противного («Не чисти зубы», «Не ешь суп»), но с этим приемом надо быть осторожнее, так как это может спровоцировать истерику.
  • В некоторых случаях (когда речь не идет о безопасности ребенка), можно давать ребенку совершать неодобренные вами поступки, но при этом спокойно ему объяснить, какие неприятные (с точки зрения ребенка) могут быть последствия в связи с этим действием.

  • Не поддаваться на провокации ребенка.

  • Стараться, чтобы запретов не было слишком много. Хорошо, если ребенок может сам выбирать формы поведения. Это будет способствовать развитию самоконтроля. Здесь важно уточнить, что запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи и высказывать их надо спокойно, но твердо.

  • Важно помнить, что в этом возрасте такое поведение обусловлено не тем, что ребенок "плохой" и "неправильный", а именно возрастом.

Дошкольный возраст (3-7 лет).

Ведущая деятельность в этот период – сюжетно-ролевая игра. Как раз в этот период ребенок начинает активно общаться и играть с другими детьми. Появляются игры, которые копируют действия взрослых (дочки-матери, магазин и др.)

В этом возрасте ребенок активно растет и развивается, значительно расширяется его словарный запас. Появляется множество вопросов ко взрослым (можно назвать этот период «возрастом почемучек»).

К 4-5 годам дети хорошо усваивают правила поведения, осваивают эмоциональную сферу. К 7 годам формируется произвольность и психологическая готовность к школе.

15.06.2022

В поведении и деятельности детей пятого года жизни появляется ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

Просмотров всего: , сегодня:

20.02.2022

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».